Опера Гарнье

Palais Garnier

Над оперными театрами Парижа нависло проклятие. Сперва было съедено пламенем здание возле Пале-Руаяль. На этом же месте построили новое здание оперы, и оно так же сгорело! Во временном зале на бульваре Сен-Мартен был убит наследник престола герцог Беррийский – ни в чем не повинное здание снесли. После этого представления проходили на ул. Пелетье, где произошло покушение на Наполеона III. Чаша терпения была переполнена: император решил соорудить новое здание оперы, 14 по счету в истории парижской оперы.

Немудрено, что после всех этих событий император предъявлял первостепенную задачу к зданию – собственную безопасность. Для этого выбрали пустырь, который стоял островком среди широких улиц. Он хорошо просматривался со всех сторон, теперь преступнику не просто будет выскочить из-за какого-нибудь переулка, да и заметить его можно еще издали.

Объявили конкурс на лучший проект. Победу одержал никому неизвестный архитектор Шарль Гарнье. События разворачивались в 1860 г. Последующие 15 лет Гарнье посвятил главному творению своей жизни – Гранд Опера.

В ходе строительства выяснилось, что на будущем месте здания грунтовые воды подходят слишком близко к поверхности. Они начали затапливать котлован при закладке фундамента. Много месяцев потратили на откачку, но все было тщетно. В итоге решили строить водонепроницаемую бетонную перемычку, которая пролегает под всем зданием.

Это послужило созданию легенды о подземном озере под зданием оперы. Гастон Леру в произведении «Призрак оперы» как раз эксплуатирует этот сюжет.

Но самая главная неприятность заключалась в том, что долгострой пережил своего заказчика. Как обычно происходит в истории человечества, наравне с созиданием идет сила разрушения, ибо нашлись умы, которые призывали снести наследие старого режима. Гарнье, дабы убедить в обратном новых хозяев, потребовалось все его красноречие, энергия и чуточку провидения. Ибо в 1873 г. что вы думаете – сгорел! временный зал по ул. Пелетье (где покушались на Наполеона III). Так волею судьбы творение Гарнье было завершено к 1875 г.

Архитектор реализовал в этом проекте, если не противоречивые, то трудно сочетаемые друг с другом задачи. Во первых ему удалось вписать в ромбовидный участок прямоугольное здание, оставшиеся с боков треугольники он использовал как павильоны. Как и желал император для его безопасности слева был устроен специальный подъезд, куда он мог прямо на карете заезжать ко входу в свое ложе. Справа разместился вход для конных экипажей. Через главный вход с площади должны были попадать прочие посетители. Так была решена задача разделения пешеходов и транспорта.

Гарнье хотел, чтобы зрители не просто входили в здание, а поднимались в храм искусств, для этого аркады центрального входа приподняты во всю его ширину.

Обращает на себя внимание переизбыток украшений фасада позолотой, росписями, скульптурами и прочими излишествами — изобильная роскошь была во вкусе его заказчиков. Над фасадом трудились 14 мозаичистов и живописцев, 63 скульптора. Венчают крышу Оперы золотые крылатые фигуры: слева с лирой Гармония, справа с факелом Поэзия, в центре бронзовый Аполлон возносит к небесам еще одну лиру.

В нишах между колонн установлены бюсты великих композиторов (все они подписаны). Внизу в боковых павильонах разместились скульптуры (если слева направо) лирическая поэзия, Музыка, Танец, лирическая драма. Скульптура «Танец» работы Карпо вызвала в то время небывалый скандал из-за своей непристойности. По требованию ханжей скульптуру пришлось снять. На нее вы можете взглянуть в музее Орсе. В 1932 г. на место «Танца» установили копию, изготовленную скульптором Полем Бельмондо, отцом известного французского актера Жана Поля Бельмондо. Она украшает фасад парижской Оперы и по сей день.

С неменьшим размахом оформлено внутреннее убранство здания. Великолепная парадна лестница, просторные фойе и вестибюли отделаны мрамором, яшмой, орлецом, ониксом. Все это являлась своего рода сценой для гостей театра, которые приехали и на других посмотреть и себя показать. Шикарный Красно-золотой зрительный зал, что вмещает порядка 2 000 зрителей, освещается великолепно-исполненной хрустальной люстрой. Выполнена она в форме подковы и имеет вес 8 тонн.

Потолок зрительно зала расписан в 1964 г. Марком Шагалом.

Наученные горьким опытом или проклятием оперных заведений, здание нынешней Оперы соорудили по всем правилам пожарной безопасности. Здесь установили современные системы вентиляции и отопления. Вся сценическая машинерия была выполнена из металла.

Злые чары проклятия развеялись над чистым небом парижской Оперы. Ей была уготована счастливая судьба архитектурного шедевра парижской достопримечательности и одного из самых знаменитых зданий оперы!

Совет

В 1990 г. оперная труппа перебралась в здание на площади Бастилии и забрала название: теперь это Опера на площади Бастилии. А балетные представления проходят здесь, в здании оперы Гарнье. Поэтому на официальном сайте Вы можете купить билеты и в Оперу Гарнье (куда в принципе вы и хотите попасть) и в Оперу на площади Бастилии. Смотри не перепутай, Кутузов!

 

 

 

Поделиться

Комментировать