Великий Хундертвассер: нелинейная архитектура Вены

great-Hundertwasser

Речь в обнаженном виде за право на третью кожу по случаю акции Pintorarium
в Галерее Рихарда П. Гартмана. Мюнхен, 1967

Почему люди не надевают короны?
Потому что они слишком трусливы для того,
чтобы быть королями.

Голый человек за словом в карман не полезет. Хундертвассеру всегда было что сказать миру. Чего только стоят его многочисленные манифесты!

Художник, скульптор, архитектор, дизайнер, философ, эколог, гражданин мира и безудержный творец – все это Великий Фриденсрайх Хундертвассер! Это свободный от каких-либо условностей бродяга, фанатик искусства и матушки-природы, революционер-провокатор в мире архитектурных законов, гениальный и эксцентричный художник-космополит, который оставил после себя яркие пятна творческо-архитектурного наследия.

«Каждый создает свой мир сам. Сам выбирает где жить, с кем жить и главное как, создает свой «дом», наполняет его людьми, красками, вещами, запахами, воспоминаниями, надеждами. Иногда этот дом прекрасен, иногда этот дом ужасен, но точно неповторим, как не повторим узор на снежинках».

Именно таким и было творчество Хундертвассера – каждый раз неповторимый узор.

Жилой-комплекст-Лесная-спираль

жилой комплекс «Лесная спираль» в Дармштадт (Германия)

Рождение светилы Хундертвассера

Я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности или чем-то в этом роде.

Творческое светило Хундертвассер зажглось на небосводе Вены 15.12.1928 г. Детство Фридриха Стовассера (настоящее имя) сложно назвать благодатной почвой для рождения волшебника. Когда Хундертвассеру исполнился месяц — умер его отец. Он остается один с мамой-еврейкой. Чтобы хоть как-то обезопасить своего ребенка от цепких лап нацистов, Стовассера посвящают в католическую веру. В 1943 порядка 69 родных семейства Стовассеров становятся жертвами холокоста…

Волшебник не взирая на все тяжбы уцелел, талант в нем раскрылся алым цветом. Еще в школе по методике Монтессори у маленького Фридриха отметили «необычное ощущение цвета и формы». Возможно именно эта школа и пробудила фантазию малыша, показала яркую палитру природы, которую он полюбил, и пронес до конца дней. В любом случае это было единственное учебное заведение, которое Хундертвассер закончил.

Позже юное дарование поступило в Академию изящных искусств Вены, правда его хватило лишь на 3 месяца. Видоизменяя все вокруг, он на протяжении жизни изменял и свое имя. Фридрих Стовассер на более соответствующие его натуре имена: капитан Регентаг («дождливый день») или Дункельбунт («темно-красочный»), пока, наконец, не прославил имя Фриденсрайх Хундертвассер.

«Нельзя учить или учиться искусству. Особенно учить человека человеку.
Только природа может научить нас творить. Человек на это не способен».

Вездесущий образ улитки

Вездесущий образ улитки

Хундертвассер считал природу лучшим учителем. Поэтому немудрено, что в 1949 г.  он отправился в путешествие. Италия, затем Париж, где пытается продолжить академическую учебу, его хватает лишь на 1 день. Затем Марокко и Тунис.

Так началось путешествие в поисках себя, в поисках идеального дома. И это странствие оказалось длиною в жизнь, такой же яркой, пестрой, разрушающей все каноны, сметающей все правила и ровные линии, как и его неординарные, брызжущие энергией и цветом картины, почтовые марки, эмблемы, монеты, гербы, плакаты, знамена и конечно же они, домики из сказки, рассказанной Хундертвассером, и по мановению волшебной палочки выросшие в реальности, наперекор всем архитектурным канонам.

«Мы проходим вдоль серых, стерильных фасадов зданий, 
и мы не понимаем, что наши дома это тюремные камеры».

Символом творчества Хундертвассера стала улитка, которая медленно передвигается

stamp-Austria by-Hundertwasser

Почтовая марка «Спиральное дерево»

по листику и несет на себе закрученный в спираль дом. По сути, Хундертвассер и являлся той самой улиткой, дом, который всегда с ним.

Он строил себе виллы по всему миру: Австрия, Венеция, Нормандия, Новая Зеландия: некоторые из домов так ни разу и не увидели своего хозяина – характер нашего героя противоречив и непостоянен. Единственный дом, который был всегда с ним – это корабль “Regentag”. На этом товарище (бывший деревянный корабль для перевозки соли)   художник пересек практически весь мир.

Хундертвассер был дважды женат: 1-ый раз брак продлился 2 года, второй – 4.

Мы живем в раю, но мы уничтожили его.
Здесь, на земле, есть все, чтобы быть счастливым.
У нас есть снег, и каждый день новое утро.
У нас есть деревья и дождь, надежды и слезы.
У нас есть гумус и кислород, животные и все цвета, далекие страны и велосипеды.
У нас есть солнце и тень, мы богаты.

«Дом творчества» Хундертвассера

Сложно объяснить, как я добился успеха!
Точно не силой и даже не размышлениями,
Не умом, и необязательно интуицией,
Скорее всего – путешествием по мечтам.

Образ красоты в творчестве художника-мечтателя многолик и обширен. Его творческая натура проявлялась во всем, за что бы он ни брался. Прежде всего это выдающийся художник. Еще при жизни было издано аж 1000 каталогов. Также с большим рвением и удовольствием он разработал дизайн телефонных карточек, почтовых марок, жетонов для казино, плакатов, авторской посуды, а также флагов для стран Ближнего Востока и Новой Зеландии, иллюстрировал Библию! И даже разработал дизайн «Боинга 757» (правда его не приняли).

[caption id="attachment_529" align="aligncenter" width="840"]зеленая-цитадель-Магдебург жилой комплекс «Зелёная цитадель» в Магдебурге (Германия)[/caption]

Строил дома, оздоровительные центры, социальные учреждения, рынки, деревни. Его творения щедрыми яркими пятнами разбросаны по всему миру: Токио, Португалия, Мехико, Торонто, Оттава, Монреаль, Будапешт, Брюссель, Бруклин, Ганновер, Новая Зеландия, США – вот неполный список деяний его творческой силы.

Вообще Хундертвассер считал себя доктором архитектуры, этаким лечащим врачом больного зодчества. Вся жизнь его была связана с философским переосмыслением и преобразованием среды обитания человека и архитектурного сооружения как основного элемента этой среды. Всю мощь своего творческого потенциала он направил на воспевание окна!

Дом Хундертвассера

[gallery link="file" ids="508,507,506,505,504,503"]

Справка
Адрес: Löwengasse 41-43, угол Kegelgasse 34-38, 1030 Vienna, Austria.
Количество жильцов — около 200 человек.
Площадь квартир — от 30 до 150 м2. 50 квартир, медицинский кабинет, кафе, парковка на 37 автомобилей, зимний сад, две детские игровые комнаты, 16 частных и три общественных террасы.
Количество посаженных на территории деревьев — 250

Наиболее известной и пожалуй отправной точкой творчества Хундертвассера-архитектора является сюрреалистический «Дом Хундертвассера» в Вене — обязательный пункт для посещения.

Hundertwasser-House

Дом — представление красок и цвета. Фасад дома расчерчен ассиметричными четырехугольниками, глазурованная плитка как элемент декора, окна разных форм и размеров, неровные стены и полы, лестничный пролеты словно лесная тропинка. И всю эту красоту венчает растительность всех оттенков зелени. В этой сказке Хундертвассера, как в русской народной про рукавичку места найдется всем: и лягушкам в пруду, и ниспадающему водопаду, и деревьям в комнатах и на крыше, и людям в квартирах. Окошки каждой из квартир увенчаны маленькими коронами, ибо каждый в своем доме хозяин и король.

Hundertwasser-House-Vienna

Хундертвассер выделял в своих творениях место для деревьев и травы, чтобы немного компенсировать урон, наносимый обществом природе. Вы не поверите, но художник не взял причитавшийся гонорар за проект дома, аргументируя это тем, что он и без того рад, что на данном месте не соорудили что-нибудь уродливое.

Бесспорно, этот дом в Вене считается одним из самых дорогих. Однако после строительства дома в 1986 г. от желающих новосельцев не было отбоя. Каждый хотел попасть на чаепитие сказочника-Хундертвассера: мечтатели, эстеты, художники и просто почитатели таланта художника. Во всей этой «творческой неправильности», нелинейности ощущалась сказка, приключение, протест, детство. Этакая страна зазеркалья, где соблюдаются права окон, стен, деревьев, где шероховатые полы выбивают землю из под ног, а крыши сливаются с зеленью деревьев.

hundertwasser-house-austria

Но в каждой сказке есть конец, так и в нашей, не всем жильцам удается выдержать пристальное внимание туристов к данному дому, шум, вспышки камер. Однако за все время существования дома ни одна из квартир еще не пустовала.

Находясь в поисках идеального дома, Хундертвассер писал:

«Каждый рисует свой мир самостоятельно. Сам решает, где жить, с кем жить и самое важное — как жить. Мы создаем собственный дом, наполняем его красками, вещами, запахами, воспоминаниями, надеждами. Порой этот дом великолепен, иногда ужасен, но однозначно неповторим, как неповторим узор на снежинках или листьях. Да пребудут в радости те, кто смог создать что-либо удивительное, новое, вдохновляющее. Да пребудут в блаженстве чудаки, чьи жизни, поступки и творчество помогают проснуться, встряхнуться, отбросить шоры и взглянуть на этот мир иначе…».

Глядя на всю эту красоту, какой-либо скептик спросит о практичности здания. О насчет этого не беспокойтесь! Дом Хундертвассера надежно защищен от ветров, дождей, и прочих погодных условий. Коммунальная составляющая дома по-европейски безупречна. Все жилищные нормы, требования пожарной и технической безопасности соблюдены.

Hundertwasser-House



Венский дом искусств

[gallery link="file" ids="512,513,514,510,509,511" orderby="rand"]

Напротив расположился Венский дом искусств (KunstHausWien). Это бывшее здание мебельной фабрики, выкупленное и переоборудованное художником в музей. Рука волшебника сделала неузнаваемым (вернее очень узнаваемым) когда-то неприметное здание.

Здание сюрреалистическим лейтмотивом дополняет собрата напротив. Дом неровных полов и танцующих окон, элементы из дерева, металла и керамики всех цветов радуги хаотично расположенные, украшают фасад здания, — дом словно сошел из доброй детской сказки. Все плоские поверхности здания сровняли с землей, из которой бьет жизнь растений: травы и деревьев.

В этом доме прописаны деревья-квартиросъемщики (как называл их Фриденсрайх). Работы Хундертвассера расположились на двух этажах, остальные два демонстрируют временные экспозиции. На нижнем этаже кафе и ресторан, откуда можно лицезреть дом Хундертвассера и попялиться в окна «счастливчиков».

kunst_haus_wien

KunstHausWien


Мусоросжигательный завод Шпиттелау

muellverbrennung-spittelau-wien

Мусоросжигательный завод Шпиттелау  (Müllverbrennungsanlage Spittelau) — сказочный дворец с трубой, которую венчает елочный нарядный шар, окаймлённый волнистыми стенами. Турист, увидевший это диво-дивное, принимает за телебашню. Ан нет, внутри расположился завод по переработке мусора – один из важнейших экологических проектов Хундертвассера. Переработанные здесь отходы вырабатывают энергию, которая идет на освещение вечерней Вены. Экологически безопасное производство (иначе бы Хундертвассер и не брался). Так Вена имеет уникальный экологически чистый завод-котельную, и до сих пор является одной из самых чистых европейских столиц.

Mullverbrennungsanlage

Mullverbrennungsanlage

Хундертвассер придумал яркие, свободные здания, которые олицетворяют собой сказку. На протяжении его творчества с 1980 по 2000 год художником было создано около 36 проектов, некоторые были реализованы уже после его смерти. В их числе: дом «Зелёная цитадель» в Магдебурге  (Германия), жилой комплекс «Лесная спираль» в Германии, Мусоросжигательный завод в Осаке, кирха Святой Барбары в Бернсбахе, детский сад в Хеддернхайме близ Франкфурта, термы в Блюмау, Винодельня Кихот в США, Семейный центр Ronald McDonald House. В Эссене, Германия, придорожный ресторан в Бад-Фишау, Австрия, Вокзал природы. Ильцен, Германия, Общественный туалет в Кавакава, Новая Зеландияи т. д. Все его здания фантастичны по форме и декору, необычные снаружи и изнутри.

[caption id="attachment_528" align="aligncenter" width="840"]завод-по-сжиганию-мусора-MOP,-Осака Завод по сжиганию мусора MOP, Осака (Япония)[/caption]

Творчество Фриденсрайха Хундертвассера ярко и насыщенно, в корне отличающееся от традиционного искусства. Его работы алогичны с колокольни инженеров и архитекторов. Однако это не помешало ему создать самобытно-космическое архитектурно-декоративное направление.

По мнению Хундертвассера, архитектура отстаёт от живописи, и если архитекторами были бы все, то люди бы уже давно строили бы что-то нереальное. Заметьте, что Фриденсрайх никогда не был архитектором по образования (у него вообще не было какого-либо диплома).

«Проживающий в квартире должен иметь возможность высунуться из своего окна и — насколько далеко дотянутся его руки — преобразовать внешний вид своего жилища. И ему должно быть позволено взять длинную кисть и — насколько далеко он дотянется — все покрасить в розовый цвет, так, чтобы издалека, с улицы, все видели: здесь живет человек, который проводит различие между собой и соседями, подавленными скотами!

Жизнь и творчества Хундертвассера – яркое подтверждение того, что все мы творцы! Достаточно просто обмакнуть кисть в яркую краску, открыть окно и провести линию,  да пожирнее, потом еще одну…

Поэтому Вы сейчас дочитаете эту статью, поставите лайк. Разденетесь, обмажетесь краской. Яркий и голый высунетесь из окна, разукрасите все вокруг насколько хватит сил и длины руки. Ибо все мы короли и творцы своей жизни, черт побери!

Фриденсрайх-Хундертвассер

«Это всегда было моим желанием – нести радость многим людям. Я хотел поделиться с людьми красивыми и полезными вещами, которые имеют для них значение и обогащают их жизни».

Так оно и есть, Хундертвассер! Твое желание исполнено!


Поделиться

Комментариев: 1

Комментировать