Следующая остановка: Музей Орсе

Поезд примчал нас прямо в музей Орсе, бывшее здание вокзала. Импрессионисты бы оценили нынешнее место дислокации своих творений.  Музей Орсе собрал в себя живопись и скульптуры периода 1850 – 1910 гг. Музей является этаким историческим промежутком между коллекциями Лувра и Современного центра Жоржа Помпиду. Основу коллекции составляют работы импрессионистов и постимпрессионистов.

Когда-то здание было вокзалом вплоть до 1939 г. Затем его эксплуатировали кому не попадя. Была здесь и почта, и аукционный дом, и привокзальная гостиница. Даже подумывали его снести, но парижане начали возмущаться. Так в 1977 г. французское правительство решило разместить в здании вокзала музей. И вот 1 декабря 1986 г. Музей Орсе был торжественно открыт.

Музей Орсе

Мы в здании, здесь глазу посетителя представлено 3 этажа. Я не буду Вам расписывать, где что находится, с этим прекрасно Вы сами справитесь, вооружившись планом.

Я хотела поговорить о другом. О жизни художников, их творениях, сюжетах изображенных на них. Ведь когда мы смотрим на неизвестную картину неизвестного нам автора, мы просто видим изображение на ней: какие-то люди, образы, природа.

Возьмем к примеру скульптуру Камиллы Клодель «Зрелый возраст». Нашему взору предстает (ни дать ни взять) восставшая из мертвых, которая ведет видимо туда, откуда пришла, покорного раба-мужчину, а позади молодая девушка с протянутыми к ним руками умоляет остаться, воспротивиться мерзкой твари. Но…

Камиллы Клодель «Зрелый возраст»Автор этой скульптуры Камилла – ученица и любовница скульптора Огюста Родена. Скульптура создана под тяжестью мук Камиллы, ведь Роден решил уйти к своей бывшей подруге Розе Бере. В  скульптуре отображено страдание Камиллы: Роден нерешительно, но уходит за ней, Розой, Камилла из последних сил пытается его удержать, но тщетно. Чувствуете теперь, как проникаетесь скульптурой, она ожила, вы сопричастны горю Камиллы. Дальше – больше. Камилла изваяла скульптура в 1899 г., сразу после расставания. Но арттерапия не принесла должного эффекта, в 1913 г. ее кладут в психиатрическую больницу из-за помутнения разума. В ней она и осталась до самой своей смерти (1943 г.). Конец. Занавес. Прониклись? Идем дальше.

Работы импрессионистов и постимпрессионистов выставлены в основном на самом верхнем этаже, поэтому если Вы ограничены во времени или через 2 часа в музее у вас начинается сыпь, сопли, кашель и озноб, значит начните с данных полотен.

Их обязательно нужно увидеть! Иначе зачем Вы вообще сюда шли.

Под крышей музея Орсе собрались выдающиеся художники и скульпторы: Винсент Ван Гог, Эдгар Дега, Гюстав Курбе, Эдуард Мане, Клод Моне, Камиль Писсарро, Жорж Сёра, Анри де Тулуз-Лотрек, Жан-Франсуа Милле, Альфред Сислей, Поль Гоген, Огюст Ренуар, Поль Синьяк и много других титанов своей эпохи.

Музей Д'Орсе

Вообще экспозиция музея Орсе необычна: здесь картины развешены по принципу постмодернизма: картины прославленных мастеров идут вперемежку с малоизвестными авторами и скульпторами. Также представлены полотна классических произведений художников, которые выставляли свои работы в Салоне. То есть в залах Орсе на суд зрителю показаны две стороны баррикад: на смену академическому искусство пришли новаторы-реформаторы импрессионисты. Об этом я писала в данной статье. 

angelus

Друзья, обратите внимание на картину «Анжелюс» Жана-Франсуа Милле. Ни одно из произведений французских художников не было так растиражировано, как этот образчик сентиментальности Милле. Ее популярность вполне ясна: на картине изображен сюжет жизни патриархальных французов. По сигналу церковных колоколов дважды в день крестьяне прекращают работу и замирают в благоговейной позе, читая про себя молитву. Молитва называется «Анжелюс» по одноименному названию картины. Милле можно считать первопроходцем, никто до него не изображал тяжелые крестьянские будни. Этой же тематике посвящена другая его картина «Сборщица колосьев».

А вот скандальные полотна Эдуара Мане «Олимпия» и «Завтрак на траве».Выставленные картины в Салоне с разницей в 2 года произвели фурор и сенсацию. Мане лишь недоумевающе пожимал плечами. Еще бы, на полотне Эдуар Мане "Олимпия"«Олимпия» изображена обычная потаскушка! Она возлегает на ложе в парижских апартаментах и вызывающе смотрит на зрителя (какая срамота). Черная служанка принесла ей букет от очередного воздыхателя, рядом трется черный кот (эротический символ). Вызывающи и сами живописные приемы: условный фон картины, необычная нюансировка желтого и белого цвета. Критиков также возмутило то, что Мане явно хотел спародировать картину Тициана «Венера Урбинская».

Эдуар Мане "Завтрак на траве"Картина «Завтрак на траве» попала первой под раздачу. Где это видано: голая девица сидит в окружении одетых мужчин средь бела дня и в ус не дует! Золя так пишет про картины Мане: «Вы знаете какой эффект производят картины Мане в Салоне? Они взрывают стены. Среди деревьев-леденцов и пряничных домиков восседают из  сдобного теста мужчины, а дамы подобны сливочному крему…»

Клод Моне пожалуй самый последовательный из художников-импрессионистов. Начиная с Клод Моне "Женщина в саду"классических пейзажей и натюрмортов, постепенно высветлил палитру, за правило поставил работу на пленере, разработал новую технику мазка, исключил черный цвет. Ранняя работа «Женщины в саду» явное тому подтверждение: не дотошное воспроизведение, а моментально сделанный снимок. Художнику дабы передать определенный угол пейзажа, пришлось вырыть траншею и в ней творить. Он не смешивает краски на палитре, а сразу наносит на полотно энергичные мазки. На картинах Моне персонажи играют такую же роль, как дома и деревья – ведь это всего лишь пейзаж, души людей ему не интересны. Главные его «герои» картин – это воздух, свет, ветер, вода и цветовые рефлексы.

Ну что, вошли во вкус? Тогда отправляйтесь самостоятельно на свидание с красками, светом и воздухом, которых так много на полотнах импрессионистов и постимпрессионистов.

А какие истории картин тронули вас, какие ассоциации, ощущения возникли у Вас при просмотре шедевров музея Орсе? Поделитесь в комментариях!

Поделиться

Комментировать