Прежде чем отправиться в Музей Орсе или импрессионизм, я Вас люблю

Музей Орсе

Дитя мое, в конце концов всегда оказываешься прав – весь вопрос в том, чтобы не сдохнуть раньше времени.

Арпиньи

Вы так долго ждали этой встречи. Вы читали про них, их работы, быт, образ жизни, тусовки на Монмартре со стаканчиком абсента. Вы переживали вместе с ними общественное непризнание, гонения, неразделенную любовь, голод и безденежье, отчаяние и страх. Поддерживали их в трудную минуту, радовались успехам, удивлялись их силе воле, напористости и несломленности перед идеей, верой в свое признание. Вы – ценитель импрессионизма, поймете о чем, и о ком это я речи веду. Итак любителям импрессионизма посвящается. 

Поль Гоген

Поль Гоген «Золото их тел»

Мировое искусство даровала нам в наследство мириады гениальных творений. Но почему-то именно полотна импрессионистов хочется длинным носом буратино проткнуть насквозь, ибо там за дверцей открывается целый мир художников, к которому хочется прикоснуться. Вам тоже хочется? Тогда давайте вместе.

Музей Орсе

Сегодня обителью импрессионистов и постимпрессионистов является старый железнодорожный вокзал Орсе. По-моему идеальное место для «фриков» того времени. Это сейчас их картины одни из самых дорогих в мире, это на их полотна едут взглянуть сюда, в Париж, в Орсе со всего мира. А когда-то все было совсем по-другому.

Старый прогнивший салон

В XIX в. успешность художника, его востребованность и гонорары определялись по тому, выставляется он в Салоне или нет, и получил ли он там награды. Академики поддерживали лишь послушных, заурядных, ловких. Они чинили препятствия всякому, кто хоть как-то проявлял свою индивидуальность, пытался выйти за рамки.  Но искусство – это жизнь, а жизнь нельзя обуздать.

Салон отверженных

Клод Моне

Клод Моне «Маки»

В те времена частные выставки — большая редкость. Художнику, который, хотел заинтересовать публику своими произведениями, ничего не оставалось, кроме как выставляться в официальном Салоне. Но чтобы попасть в Салон, надо получить согласие жюри, которое было пропитано академическими взглядами. В 1863 г. чаша переполнилась: отвергнутых работ было так много, общественное негодование росло. Наполеон III предложил оптимальный вариант: создать Салон вне рамок официального Салона – Салон отвергнутых.

Эдуар Мане "Завтрак на траве"

Эдуар Мане «Завтрак на траве»

В центре внимания Салона отверженных в 1863 г. было произведение, которое освистывали, осыпали бранью и сарказмами, издевками и насмешками, над которым глумились. Можно сказать на эту картину обвалилась такая пучина ненависти и ярости, как еще ни одну картину, ни в какую из эпох, ни в одной стране… Это картина Эдуара Мане «Завтрак на траве». Занималась новая заря живописи!

Импрессионизм

Так «отверженные» или как их еще называли «непримиримые» стали выставляться

Клод Моне

Клод Моне «Впечатление. Восход солнца»

отдельно. 15 апреля 1874 г. состоялась первая выставка «Анонимного кооперативного сообщества». Она открылась за 2 недели до официального Салона.

Брат Ренуара Эдмон занимался каталогом выставки. Он обратил внимание Клода Моне на однообразность названий его картин. Моне не придавал значения названиям своих полотен и без зазрений назвал вид порта в Гавре ранним утром «Впечатление. Восход солнца». Он бросил это название мимоходом, которое в дальнейшем стало великим словом «Импрессионизм».

Эдгар Дега "Скаковые лошади перед трибунами"

Эдгар Дега «Скаковые лошади перед трибунами»

Луи Леруа писал разгромный очерк в «Ле Шаривари» о данной выставке, он назвал его «Выставка импрессионистов». Так он назвал «непримиримых», обратив внимание на название марины Моне «Впечатление. Восход солнца».

Винсент Ван Гог "Комната Ван Гога в Арле"

Винсент Ван Гог «Комната Ван Гога в Арле»

Новая живопись, порывая со всеми условностями, не могла не шокировать. Ее просто «не понимали». Глаза обывателя, которые за полвека привыкли к пустым, но добросовестным и правильным полотнам, к безликой академической технике, видели на полотнах импрессионистов размалеванную пестроту. «Непримиримые просто выстреливали по полотну из пистолета, заряженными краской, после только ставили подпись на своем шедевре». Как такое может быть? Черные реки, лиловые поля, зеленые и желтые женщины, синие дети! Импрессионисты покидают насиженные студии и идут на пленер: ближе к воде, в лес, к речке. Их привлекают картины, написанные на природе, они стремятся к правдивости изображения, к переменчивости игры света здесь и сейчас. И навека! Аминь.

Импрессионизм! Я Вас люблю!

А теперь можем отправляться в музей Орсе омываться пестрыми полотнами импрессионистов.

Поделиться

Комментировать