Сан-Себастьян был представлен мне во многих источниках как самый красивый город в Испании. «Как же так? Почему я раньше совсем не слышала о нем? В какой части Испании он вообще находится? Какие достопримечательности принес он на алтарь туризма в доказательство столь высокому званию?» — сетовала я.
Все становится ясно, когда попадаешь в город, прогуляешься по плотновбитому золотистому песку набережной, вдохнешь полной грудью воздух Атлантики и обласкаешь взгляд красотами природы вокруг. На набережной Сан-Себастьяна мне на ум пришли произведения школьной программы. Герои Лермонтова и Чехова фланируют по набережной, прячась от палящего солнца в тени ажурного зонтика, кто-то пьет минеральную воду у источника, господин с тростью подзывает белую болонку. Время замерло, остановилось передохнуть напару с курортниками, привыкшими к однообразному и беззаботному времяпровождению.
Сан-Себастьян — больше, чем курортный роман!
Немудрено, что русские классики не могли пройти мимо такого сюжета. А чем я хуже? Писатель с меня конечно никудышный, но знающий турист прощупает сюжетную линию рассказа и возможно проникнется к этому неспешному буржуазному городу.
Анатомия Сан-Себастьяна
Donostia-San Sebastián — административный центр провинции Гипускоа Страны Басков, расположился в бухте по форме напоминающей раковину. Бухта протянулась на 4 км и делится на две части: западный пляж «Ондаретта» и восточный пляж «Ла Конча».
Сердцем Сан-Себастьяна является 2х километровая набережная с неспокойным океаном. Еще несколько часов назад волны с размаху ударялись в каменную стену набережной и, перехлестывая через край, заставляли отпрыгивать прохожих. К вечеру же отлив обнажит широкую полосу пляжа с мелким океанским песком.
Вид с высоты на бухту – обязательный пункт при посещении Сан-Себастьяна. Лучшая панорама на город открывается с горы Игуэльдо.
На выходе в Бискайский залив бухта обрамлена двумя горами-утесами, почти параллельно стоящими друг против друга: с востока — Ургулл, с запада — Игуэльдо. Посередине пролива — остров Санта-Клара, который с высоты похож на большую зеленую черепаху.
Биография Сан-Себастьяна
В 20 км. от французской границы напротив Бискайского залива в окружении зеленых гор раскинулся красавец Сан-Себастьян. Прежде чем стать таким неотразимым, город прошел долгий путь становления и развития. Сан-Себастьян начинал обычной рыболовецкой деревней. Затем встал на ноги, заимел оживленный порт, который сыграл с ним в хорошего и плохого полицейского. За многовековую историю город подвергался многочисленным осадам, бомбардировкам, сгорал и отстраивался, снова сгорал и снова возрождался: и так 6 раз! Сансе (так называют город местные) совсем было отчаялся и потерял веру в лучшее. Но тут появилась она, великая Мария Кристина на белом коне, бряцая доспехами…
На самом деле все было прозаичнее. В 1885 г. вдова Альфонсо XII королева-регентша Мария Кристина, которой врачи прописали морские купания, выбрала Сан-Себастьян своей летней резиденцией. Местная мэрия вовремя среагировала, присвоила королеве почетное звание мэра города.
Каждая хозяйка стремиться украсить свое жилище, так и Мария Кристина ударилась в реконструкцию и расширение города. В это время были построены самые знаменитые в архитектурном плане здания. Облик города благодаря хозяйке приобрел французский налет. Немудрено что в скором времени среди отдыхающих Сан Себастьян величают Маленьким Парижем. Расцвет города пришелся на Первую мировую войну, в которой Испания не участвовала. В этот период Сан-Себастьян стал модным аристократическим курортом.
Сейчас атмосфера в Сан-Себастьяне куда более демократичная, но былой налет аристократизма не исчез до конца, и прогулки по историческим кварталам доставляют истинное удовольствие. Позволь, читатель, взять тебя под руку, отправимся на променад по неспешному Сан-Себастьяну.
Прогулка по Сан-Себастьяну
Итак, вашему вниманию пешеходный маршрут, который позволит за короткое время ознакомиться с основными достопримечательностями города.
Центр города находится на полуострове, что примыкает к горе Ургулл. Отсюда мы и начнем нашу прогулку, а именно с площади Конституции (Constitución Plaza) с многочисленными аркадами и балконами. Когда-то площадь являлась местом корриды, и билеты продавали прямо на балконы, о чем свидетельствуют вырезанные номера на них.
Дальше держим путь через улицу Сан-Херонимо (San Jerónimo) в направлении бульвара Зумардия (Boulevard Zumardia). Бульвар вынесет нас к чудному оазису – площади с роскошным зданием мэрии. Не спешите обвинять администрацию города в архитектурном чревоугодии. Раньше это было здание казино. Построенное архитектором Энсанче Кортазаром в 1887 году казино в начале 20 века являлось самым популярным местом для азартных игр в Европе. В 1924 г. грозная политика внесла запрет на азартные игры, и заняла здание мэрии: проза жизни. Напротив мэрии памятник бессмертным персонажам Сервантеса: Дон-Кихоту и Санчо Пансо.
Наша прогулка продолжается дальше по бульвару Зумардия до речки Урумея. Справа театр Виктории-Евгении с роскошным интерьером внутри. Образцом для строительства театра послужила всемирно известная Опера Гарнье в Париже.
Переходим мост Курсааль и оказываемся рядом с большим современным зданием Курзал-центр (Kursaal Centre). Ежегодно в сентябре здесь проходит кинофестиваль Сан-Себастьяна «Золотая раковина». Это здание явно выбивается из общего ансамбля города, отчего недолюбливается горожанами.
Дальше наш путь идет мимо помпезных зданий, что словно калейдоскоп, отражает и создает неповторимые узоры из лепнины, балюстрад, закругленных окон, витиеватых балконных решеток, витражей и керамических панно. Немыслимое разнообразие форм объединяет повторяющийся архитектурный мотив – застекленные эркеры.
Обратите внимание на здание вокзала, к дизайну которого причастна рука Эйфеля, отца утонченной парижанки.
Возвращаемся по роскошному мосту Марии-Кристины на другой берег города. Прообразом моста послужил мост Александра III через Сену в Париже (снова параллели с Парижем). Дальше наш путь идет через улицу Сан-Мартин (Calle San Martin) мимо неоготического собора Буэн-Пастор, который примечателен витражами.
И, наконец, мы оказываемся на главном пляже города Ла-Конча. Не менее хорош отделенный небольшим холмом пляж Ондарета. Кстати, между двумя пляжами на возвышенности стоит скромный неоготический дворец Мирамар (Palacio de Miramar) — резиденция Марии-Кристины.
Прогулка по набережной – обязательный пункт при знакомстве с городом. Пройдя до конца бухты Ла Конча, вы увидите произведение местного доностианского самородка — Эдуардо Чиллиды «Гребень ветра». Не видите? Так вот же: 3 металлических гаргары, напоминающих зажим плоскогубцев плюс система труб, связывающая мостовую с океаном.
А мы идем дальше навстречу лучшей панораме города, что открывается с горы Игуэльдо (Monte Igueldo). На гору можно добраться на старинном фуникулере. На горе на высоте 200 м. расположен замок и парк аттракционов.
На противоположной горе Ургулл (Monte Urgull) установлена фигура Христа. Монумент был установлен в 1950 г. Высота фигуры Христа 12,5 м, постамента — 16 м.
У подножия горы есть аквариум, который носит помпезное название Морской дворец (Palacio del Маr). Он совмещен с морским музеем, где хитом является скелет кита, пойманный в Бискайском заливе в 1878 году.
Что ж, наша прогулка завершена. Может у кого-то есть вопросы. Нет? Тогда встречаемся через 2 часа на бульваре Аламеда, устроим «poteo-ir-de-pinchos». Это старая добрая местная традиция ходить из бара в бар в течение вечера и поглощать пинчосы, запивая баскским шампанским чаколи. Кстати у меня назрел тост: «За прекрасный Сан-Себастьян, который хорош в любую пору года!»
А как кутила богема Монмартра в Париже читай здесь.