Лиссабонское метро как искусство

lissabonskoe-metro

Ленин  утверждал: «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно… массам и любимо ими».

Лиссабонские градоначальники буквально восприняли слова вождя, и создали образчик искусства в «Самой толщи широких трудящихся масс» — в метро!

Давайте вместе прогуляемся по Лиссабонскому метро. Познакомимся с наиболее яркими и выдающимися работами, их авторами, и узнаем трактовку той или иной станции метро. Ведь искусство «должно быть понятно массам». 

Лиссабонский метрополитен насчитывает 55 станций (учитывая 6 пересадочных), и состоит из 4 линий.

azul  линия чайки (Azul)
amarel линия подсолнечника (Amarela)
verd линия каравеллы (Verde)
verm линия востока (Vermelha)

Огромный вклад в создание архитектурной и художественной концепций метро в Лиссабоне внесли архитектор Кейл до Аморал и художник Мария Кейл. Мария кстати посвятила 25 лет жизни оформлению метро. Ее творческой рукой отмечены порядка 19 станций. Но самая большая заслуга Марии в том, что она воскресила визитную карточку португальского искусства «азулежуш», которое было позабыто с конца 19 начало 20 вв.

В 2014 г. метро Лиссабона отпраздновало 55-летие

Особенно хочется отметить работу Марии на станциях «Интенденте» (порт. Intendente), которую критики назвали лучшим образцом современного искусства. Мария использовала технологию изготовления плитки «dry cord». «Рестаурадориш» (порт. Restauradores), где дизайнер смогла гармонично смешать элементы старины и современных мотивов, и «Анжуш» (порт. Anjos) с элементами декора в стиле ар-нуво.

Campo-Grande

«Ка́мпу-Гра́нди» (порт. Campo Grande). Figuras de convite

В результате реконструкции станции «Restauradores» в 1998 г. облицовка Марии Кейл была полностью заменена. Сегодня стены станции украшают шесть картин работы Надира Афонсу: «Мадрид», «Париж», «Лондон», «Нью-Йорк», «Рио-де-Жанейро» и «Москва».

В конце 1980-х годов появляются два новых отрезка метрополитена: «Сете-Риуш» — «Колежиу-Милитар/Луж» и «Энтре-Кампуш» — «Сидади-Университария». Для их дизайна были приглашены четыре художника Rolando Sá Nogueira, Júlio Pomar, Manuel Cargaleiro и Maria Helena Vieira da Silva, они украсили станции «Ларанже́йраш» , «А́лту-душ-Мо́йньюш» , «Колежиу-Милитар/Луш» и «Сидади-Университария».

 «Ларанже́йраш» (порт. Laranjeiras — Апельсиновые деревья) дали буквальную трактовку и украсили плиткой с изображением апельсинов и апельсиновых деревьев. Это связано с расположением станции в районе, где ранее был апельсиновый сад. Главный художник Роланду Са Ногейра желал увековечить в оформлении станции апельсиновые сады, которые были уничтожены вследствие расширения Лиссабона.

Marques_de_Pombal_metro-lissabon

Скульптура Маркиза ди Помбала на одноименной станции «Marquês de Pombal». В руках он держит свиток с планом восстановления города после разрушительного землетрясения 1755 года.

«А́лту-душ-Мо́йньюш» (порт. Alto dos Moinhos «возвышенность, на которой стоят мельницы») как пиетет четырем выдающимся португальским поэтам Алмаде, Бокаже, Камойншу и Песоа.

Дань португальской литературе отражена и на станции «Э́нтри-Ка́мпуш» (порт. Entre Campos — Между полями). Бартоломеу Сид душ Сантуш создал на станции фреску «Каменная библиотека», показывающую эволюцию португальской литературы от средневековья до современности. В дополнение к фреске он создал несколько декоративных элементов на платформах станции, которые посвятил двум своим любимым литературным произведениям: «Лузиады» (порт. Os Lusíadas) Луиша ди Камойнша на западной платформе и «Морская ода» (порт. Ode Marítima) Фернанду Песоа — на восточной. Выделил Сид и Роберта Мазервеллу, выгравировав его цитату:

«Важно понимать, что нет никакого национального искусства; ничего не значит быть французским или американским художником. Неумение выйти за пределы художественной сути — означает остановиться на полпути до звания Человек».

park

«Па́рке» (порт. Parque — Парк)

На «Пи́куаш» или «Пикоаш» (порт. Picoas) можно увидеть работу Мартинша Коррея. Вдоль стен платформ размещены керамические картины, прославляющие женщин различных профессий.

«Ка́мпу-Пеке́ну» (порт. Campo Pequeno) названа в честь арены «Кампу-Пекену». На станции установлены мраморные скульптуры, изображающие женщин, торгующих на рынке. Это связано с большой концентрацией рынков вблизи арены «Кампу-Пекену». Стены платформ украшены изображениями быков и тореадоров, т.к. на арена «Кампу-Пекену» проводятся корриды.

На станции «Ка́мпу-Гра́нде» (порт. Campo Grande) вы наверняка обратите внимание на необычное азулежу, изображающих так называемые «пригласительные фигуры» (порт. figuras de convite).  Figuras de convite традиционно исполняются в бело-голубых тонах и изображают различных людей (горничную, воина или даму) в пригласительной позе. Такие фигуры делали как правило в полный человеческий рост  в гостиных дорогих домов 18 века, они символизировали аристократизм, богатство и власть.

Martim-Moniz-metro-lissabon

Запечатленный подвиг Мартина Мониша на одноименной станции.

Нельзя проехать мимо станции «Мартин Мониш» (порт. Martim Moniz). Без этого бессмертного рыцаря Лиссабон никогда не стал бы христианским городом. Согласно легенде рыцарь знатного происхождения Мартин Мониш участвовал в осаде Лиссабона во главе с королем Афонсо I в ходе Реконкисты.

В момент боя, когда основные войска ломились в главные ворота замка Св. Георгия, Мониш увидел в крепостной стене приоткрытую дверь.  Он понимал, что это может быть западней, но дверь — единственный шанс попасть внутрь. Мартин отправил гонца за подкреплением, и с небольшим отрядом возглавил атаку на заветную дверь, за которой его поджидали хитрые мавры. Задачей Мониша было не дать закрыть дверь, даже ценой собственной жизни. Этот подвиг и запечатлен на станции «Мартин Мониш».

park

«Па́рке» (порт. Parque — Парк)

Станция «Па́рке» (порт. Parque — Парк) была полностью реконструирована в 1994 г. В новом оформлении станции присутствуют две темы — португальские колониальные экспедиции и права человека. Помимо росписи на стенах, на станции так же были установлены декоративные деревянные скульптуры.

В наземном вестибюле установлен памятник генеральному консулу Португалии Аристидешу де Соуза Мендешу, знаменитому борцу за права человека, спасшему во время Второй Мировой войны около 30 тысяч беженцев, среди которых около 12 тысяч были евреями.

Metro_Lissabon_Cais_do_Sodré

«Кайш-ду-Содре» (порт. Cais do Sodré)

И заканчивает нашу экскурсию станция «Орие́нте» (порт. Oriente — Восток). Эта станция напару с семью новыми являлись главными воротами «Экспо98». Тема выставки «Океаны, наследие будущего» в честь 500-летия открытия Васко да Гамой морского пути из Европы в Индию.

Для оформления станции были приглашены художники, представляющие пять континентов: 5 из Евразии (в том числе австрийский художник Хундертвассер), 3 из Азии, по одному представителю из Америки и Австралии. Все работы художников приурочены к океанической теме выставки. Кстати огромная рыбина из латуни — работа польской художницы Магдалены Абакановичь.

hundertwasser-metro-lissabon

Ф. Хундертвассер  «Погружение Атлантиды»

Над станцией расположен крупнейший транспортный узел Лиссабона — вокзал Ориенте. Это красивейшее сооружение является настоящим украшением города и одной из главных достопримечательностей современной архитектуры.

Если у вас нет вопросов, не смею более задерживать. А теперь прямиком навстречу с Ориенте, ведь он так прекрасен при вечерней подсветке.

Поделиться

Комментировать